swami_mahant (swami_mahant) wrote,
swami_mahant
swami_mahant

Categories:

Ещё раз об "Иноке" Дмитрия Благово

Image

Читать поэму Дмитрия (Пимена) Благово "Инок" онлайн!

Image

Несколько заметок к этому произведению: почему его в 20-м веке напрочь похоронили? Его не благословляли читать, учёные мужи закончившие МДА, (хотя и знали, но не давали никакой информации о Благовском "Иноке"). О нём заговорили и захотели напечатать самиздатом, только после того, как появилась интернет-публикация, на питерском форуме по исихазму (я добавлял её сразу тогда на несколько форумов).

Бабушка, которая подарила мне тетрадку с рукописным текстом около 10-и лет назад умерла, и в какой-то степени перепечатка для интернета - это была дань уважения к ней. Весёлая была бабулька, хотя и жила в по-челочечески очень тяжёлых условиях, но никогда не унывала, смотря на неё хотелось улыбаться.

Image

Перепечатал я это не потому, что считаю Пименовское произведение чем-то очень великим, напротив - отношу его к идеалистическому церковному пиетизму, плоды воспитанничества в котором принесли множество одиозных проблем самой РПЦ... В 2007 году я учился скоропечатанью десятипальцевым слепым методом по методике проф. Шахиджаняна, и нужно было напечатать нечто простое, но в то же время объёмное, чтобы практически освоить систему печатанья не глядя на клавиатуру - вот, собственно поэтому так и постарался.

Произведение это в литературном отношении выдающееся, но далеко не великое, с творчеством Николая Гумилёва по отточености слога и глубине видения оно и рядом не стоит. Акмеизм в русской литературе, вдохновителем которого был Гумилёв - это синтез всего лучшего, что было в культурах различных эпох, и различных народов, воплощённый в максимально отточенную, без единого лишнего слова поэтическую образность русского языка. Гумилёв не человек какой-либо религии, он даже не человек своего времени, в котором жил (своей эпохи). Вот с Ошо, если бы они встретились, то поняли бы друг друга без слов. Гумилёв максимально близок из всей плеяды русских классиков к мировоззрению Ошо, но Дмитрий (Пимен) Благово - совершенно другой психотип.

Тем не менее, православные и в советское время, и сейчас не рекомендуют читать Благовского "Инока", хотя произведение насквозь пропитано словами о смиренничестве, о ничтожестве человека, о том, что нужно "уподобить весь мир гною" (куда уж православнее-то), но всё-таки оно опасно, почему?

В поэме речь идёт о сильной душе, о князе, который, разочаровавшись в жизни оставил всё, и уехал куда-то в затерянный на бескрайних просторах российской империи, убогий монастырь. Стал там иноком, а после священником, ну и далее, как в суровой сказке странствий... Да, но при этом в нём не было главного, что требовалось сергианам 20-го века, и сегодняшним гундяевцам - не было послушания системе, он (благовский персонаж) не обратился в монастыри по месту жительства, не поставил в известность епархиальное начальство, а туда, куда явился - даже ни словом не обмолвился, никому кроме игумена, что он за господин такой... небывало!

Для советской монастырской системы это чистейшая утопия! Для сегодняшних гос. программ повсеместного строительства Гундяевок - достаточно опасное вольнодумство, ибо госгосподней системе нужны те, кто будет во всём ей послушен, и до какого-то личного пиетизма, который не связан с карьеризмом и беспрекословным, армейским подчинением вышестоящим, она весьма скептична. Такие люди, сегодняшнему, да и советскому гос. православию - не нужны. Сочинения, которые могут вызывать брожения в умах иночествующих соответственно тоже излишни.

Не случайно в истории Руси безвозвратно исчезли труды преподобного Нила Сорского, который лично перевёл десятки подвижнических книг с греческого и отредактировал по ним "жития святых", коими пользовались монахи его времени. Это вызвало дикое негодование державных попов, того же Иосифа Волоцкого (сочинения которого до наших дней зато дошли в полном объёме и многократных переизданиях).

Нил Сорский предлагал инокам жить примерно так, как Благово в своей поэме и описал: не владеть собственностью, не обирать народ, зарабатывать себе на пропитание трудами рук своих, а не сделками с гос. системой. Вся эта духовная история закончилась разгромом заволжского движения нестяжателей. Гос. церковь, если при этом и канонизировала Нила Сорского с Инокентием Охлябениным, то идеи их напрочь похоронила, как впрочем, похоронила и идеи самого исторического основателя христанства.

В РПЦЗ, её последний независимый Первоиерарх - Митрополит Виталий (Устинов), любил творчество Пимена (Дмитрия) Благово, мы с ним по этому поводу даже немного очно дискутировали. Может быть, потому что он сам во многом оставался, (как и Граббе) идеалистом, верящим что их зарубежная лампада Святой Руси не угаснет, растворившись в просоветском церковно-политическом сергианстве..., но в действительной истории всё произошло как раз с точностью до наоборот, хотя это уж совсем другая "поэма".

Дхарма Махант.
Комментарий отсюда

Image

Д.Д.Благово (Пимен) в монашестве.

Image

Image

Tags: Литература, Личное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments