swami_mahant (swami_mahant) wrote,
swami_mahant
swami_mahant

Categories:

Путешествия Ошо по Индии и их обеспечение.


Image 

 

Dariy
Как происходил приход денег к Ошо... Известно что будучи профессором он получал зарплату за которой присылал студентов. Но уйдя с этой должности логично было что зарплату он перестал получать. Далее известно, что он стал ездить по всей Индии и высупать на религиозных собраниях... Но сответственно возникает вопрос, за счёт каких средств он мог совершать такие поездки, и как обстояло в дальнейшем дело с с его обеспечением в этих долгих путешествиях?


Хороший вопрос. Под таким углом зрения мы действительно пока Ошо не рассматривали. Пожалуй только наш человек, выросший на территориях бывш. СССР может этой стороной дела запросто поинтересоваться. Для западного менталитета, вопрос о материальных доходах и притоках финансовых средств вообще очень личен, чтобы им в открытую делиться со всеми подряд. Никто никогда не спрашивает в Америке или Европе, (кроме россиян конечно), "А сколько вы зарабатываете?" Это вроде как вопрос наибольшей уязвимости, после публичного прояснения которого, персонажа можно взять за мягкое место и легко отправить в нокаут. Однако, давайте всё же попробуем по отношению к Раджнишу Чандра Мохану его последовательно рассмотреть.


Image 

 

1.

Детство, школьные годы и начало студенческой жизни более-менее всем понятны - содержали родители и кроме того, львиную долю расходов брала на себя бабушка (Нани), которая продолжала присылать Раджнишу деньги вплоть до своей физической смерти. По городским меркам она была не настолько богатым человеком, и конечно этих денег было не достаточно, поэтому в студенческие годы Раджниш подрабатывал тем, что одно время писал небольшие публикации для местной газеты. Кроме того, он получал стипендию и своими выступлениями обращал на себя внимание маститых университетских преподавателей и философов, которые в Индии, как правило обеспеченные люди, они могли бы вполне ему помочь (дать денег, или предложить подработки), если возникнут критические материальные ситуации.

Раджниш не тратил больше того, чем имел. Всё, что он хотел - книги и время на их изучение, общение с продвинутыми в духовных практиках людьми. (А эти люди в Индии его времени далеко не были групп-лидерами бизнесс-класса, но мистиками достаточно простыми и доступными в общении. Вопроса о какой-то финансовой стороне дела, там вообще никогда практически не стояло). Я даже очень сомневаюсь, что Раджниш не обстебал бы "духовного лидера" который бы предложил ему пожертвовать денег, заплатить только за то, чтобы со своим святейшеством пообщаться.

В этом отношении вообще показателен случай из детства Раджниша, когда он впервые встретился с махатмой Ганди, прождав его несколько часов на железнодорожной станции в Гадарваре. То, что сказал ему отец нации: Мальчик, у тебя есть деньги? Пожертвуй их для помощи бедным, - положило начало его отвращению к политикам и духовным бизнесменам: он скорее умрёт, чем позволит сравнить его с Махатмой Ганди - сказал в последствии про Раджниша Масто баба Джавахарлару Нэру. Юношеский, студенческий, и далее профессорский стёб над индуистскими и мусульманскими "святыми" - это были только цветочки. Ягодками стали выставленные во всей красе папа-поляк, Рональд Рэйган, Морарджи Десаи и прочие духовно политические авторитеты 70-80-х.

В 1959 году Раджниш стал преподавателем философии, он получает за лекции жалованье (зарплату, кстати, редко забирает, а после вообще препоручает это делать одному из своих студентов). После того опыта, который с ним произошел в возрасте 21-го года, он вообще мало интересуется миром денег, они [деньги] могут быть лишь средством для осуществления чего-либо. Раджниша приглашают выступать перед различными аудиториями в духовных и учебно-образовательных центрах, и он почти всегда в разъездах. "В Индии я выступал перед миллионами людей. Я говорил с несколькими тысячами сразу - на некоторые выступления собиралось тысяч по пятьдесят. Пятнадцать лет я скитался по всей стране, от края до края" Оседлая работа с лекциями на Джабалпурском факультете философии при таком образе жизни для него становится скорее обузой, чем необходимостью, и однажды он сжигает даже свой диплом об образовании, оставшись тем кто есть, без всяких научно-карьерных званий.

В Индии, да и в любой другой стране принято, что когда человека (докладчика, ведущего), приглашают на выступление перед местной аудиторией, то все расходы по дорожным издержкам, а также проживанию с питанием берёт на себя именно приглашающая сторона - таким образом ачарья Раджниш и путешествовал, будучи приглашаем различными общинами и научными сообществами. И он везде при этом находил людей, которых по настоящему задевало то, что он говорит, людей, готовых именно у него учиться, пребывать в его присутствии.

 

 
сответственно возникает вопрос, за счёт каких средств он мог совершать такие поездки, и как обстояло в дальнейшем дело с с его обеспечением в этих долгих путешествиях.


Точно также, как например, путешествует по всему славянскому миру дьякон А. Кураев, который не получает официальной зарплаты от РПЦ, но имеет только преподавательское жалованье МГУ, плюс процент от продажи его литературных сочинений. Все перелёты, званые обеды, расходы на бытовые нужды - за счёт приглашающих лиц. Кстати, так вообще живут многие люди с научными степенями, которые пишут книги и работают в какой-то своей научно-литературной сфере. Они не богаты, официальное жалованье не такое, что слишком пошикуешь, но при этом любой международный конгресс, где рассматриваются вопросы, в которых они действительные специалисты, без них не конгресс, так что спонсоры в итоге всегда находятся.

 

Image 


2.

1962-1974 Годы. Помимо публичных лекций и бесед, куда его приглашают, как участника, ачарья Раджниш проводит трёх-десятидневные медитационные кемпинги, на которых он общается с каждым человеком индивидуально. Такие занятия проводились в самых красивых и колоритных уголках Индии: Бодхгайе, Пахальгаме, Ранакпуре, на горе Абу и т. д. Здесь происходит нечто очень интересное - на каждом из публичных выступлений Раджниш находил тех людей, которые слушали его с горящими глазами, и были готовы продолжать слушать о чём бы этот человек ни рассказывал. Пирамида расставленных акцентов постепенно начинает переворачиваться.

Если на полях религиозных организаций и образовательных заведений Раджниш играл по их правилам - говорил преимущественно то, что эти аудитории хотели бы от него услышать, то на кемпингах для тех, кто приезжает именно к нему, он по большей части говорит то, что хочет сказать сам. Кроме того, в это же время задаётся и главный вектор финансовой направленности, который сработает позже в геометрической прогрессии. (Как раз то, о чём спрашивает Дарий - откуда деньги?). Раджниш не скупится на выбор комфортабельных мест и отелей для проведения своих кемпингов. Деньги для него значат мало, и он даже не торгуется, но вот условия проживания на время его занятий, благоустроенность людей к нему приезжающих, он ставит, как никто другой из известных, современных ему гуру.

Кроме того, он один из первых в Индии, кто вводит такое условие посещений, как денежная плата за даршаны. В Индии ведь всё наоборот - гуры "жертвуют по божественной милости", их народные акции бесплатны, они ещё и кормят на халяву - раздают прасад, чем и собирают массовки. Но к Раджнишу приезжали совсем иные люди - те, которые уже наигрались в бесплатный сыр мышеловок, и понявшие, что действительный опыт самореализации, он настолько же редок, как и алмаз среди прочих камней, за него стоит платить, потому что деньги заработать в действительности куда легче, чем стать существом сознания Будды, - таким, как этот человек.

26 Сентября по 5 октября 1970 г. ачарья Раджниш проводит медитационный лагерь в предгорьях Гималаев, в одном из самых живописных районов земли, "Долине богов", - Куллу-Манали. Кроме того, он выбирает там для кемпинга одно из самых комфортабельных и дорогостоящих мест - Span Resort. Это учень уютное, тихое место на берегу реки и прямо в центре долины, между городами Куллу и Манали. Там как нигде хорошие аудитории, площадки, кухня, есть также бассейн и все блага цивилизации. Место закрытое от случайных посетителей и конечно же туда приезжают люди по восточным меркам обеспеченные, довольствующиеся в жизни лучшим. Вот с таким кругом и начинается действительная работа - именно там, а нигде-либо ещё (в древнем храме или на уличной массовке), Раджниш даёт свои первые санньяс инициации, закладывает начало тому, что в последствии стало называться международной коммуной, далее разраставшейся лавинобразно.

Когда проходил лагерь на горе Абу, то людей приехало столько, что для их размещения не хватало местных отелей. И поскольку место очень подходящее для создания медитационного оазиса, несколько человек, (из учеников), предложили Раджнишу денег на покупку там дворца махараджи, но махараджа не продал, так как был индуистом, и кроме того, там недалеко начиналась тогда деятельность коммуны Брахмакумарис (нео шиваитская раджа-йога), которой он покровительствовал... Вот если бы продал, то Osho International было бы не в Пуне, а на горе Абу, и вся история движения была бы несколько иной. Но, что есть, то есть.

 

Image 


3.

С 1970 года начинаются регулярные занятия в Бомбее, на большой и просторной квартире. К Раджнишу всё больше приезжают европейцы, в этом же году пишется первая музыка к динамике. За занятия, которые проводит Раджниш в Бомбее берётся небольшая плата, с этого бомбейского этапа начинается уже переориентация акцентов на западный менталитет.

1974 год знаковый. В Карегаон парке, даже не был куплен, но подарен для строительства медитационного центра большой участок земли. Это земля - элитный, курортный район Пуны, так что подарок действительно царский. С начала строительства ашрама с приезжающих туда берётся установленная плата, Раджниш прекращает поездки и все дискурсы проводятся теперь в Пуне. Ежемесячно издаются книги и создаются сопутствующие мастерские обеспечивающие полноценную жизнедеятельность коммуны. Соответственно, чем больше приезжает людей - тем больше и финансовый доход, книги по всему миру продаются тоже очень хорошо, особенно в западном мире они быстро набирают популярность. Вот эти деньги и стали первым взносом на покупку земли в Орегоне.

С началом строительства Пуны-1, сразу же появилась и определённая бизнес система. Продвижением занималась целая группа людей, так что Бхагаван Шри Раджниш при ней оказался как гость, он не контролировал ту маркетингово бухгалтерскую кухню, которая там развернулась благодаря в первую очередь людям с запада.

В июле 1981 года Бхагаван Шри Раджниш вылетает из Бомбея в Нью-Йорк, причина поездки официально связана необходимостью медицинской помощи, однако уже через несколько недель после этого перелёта, его секретарша Шила, оформляет купчую на заброшенный участок земли в пустынном районе восточного Орегона. Купили землю почти не торгуясь о её рыночной стоимости, переплатив страшно, но про это выяснилось уже позже. Когда началось строительство Раджнишпурама, то суммы, которые готовы были платить и платили ищущие духовности американцы, были просто огромными по сравнению с теми, которые были установлены для посетителей ашрама в Карегаон парке. Сам Бхагаван Шри Раджниш при этом молчал (его присутствие в Америке создавало там необходимый имидж всего проекта), но финансовые обороты развития, ежемесячные покупки Роллс Ройсов, самолётов, масштабное строительство, при непомерной лупёжке цен, у организаторов действительно снесли башню.

Конечно всё это была по большей части игра для взрослых, которая не сделала и не могла бы никого сделать просветлённей, но она создала огромный эмоциональный (космического значения) выплеск, зацепивший все слои американского общества. Кстати в последствии Шиле инкриминировали, что якобы, она сбежала в Германию прихватив с собой несколько миллионов $ лежавших в кассовых заначках - чушь! Всё, что приходило они вкладывали в строительство. При всей бизнес развёртке они наоборот были должны, ни о каких лишних деньгах тут говорит не приходилось - доход, как и у любого гостиннично-курортного бизнеса начал бы поступать с проекта через 5-7 лет после его благополучного развития, до этого - только финансовые вложения и работа по созданию необходимого имиджа. В действительности финансово на Раджнишпураме не заработали, но напротив потеряли.

С 1986 года начинается вторичная история Пуны, когда Раджниш (Ошо), вновь живёт и проводит ежедневные дискурсы именно в этом центре. Пуна-2 качественно отличается от Пуны-1, и в коммерческом отношении тоже, в числе всего прочего. Ошо Пуна последних лет это опыт всего вместе - небывалого взлёта и небывалой же трагедии, когда весь политический мир объявил Мастера персоной нон-грата и изливал в его адрес потоки дезинформации. При этом сам Раджниш почти не изменился, он такой каким и был, говорит те же дискурсы, в них порой даже не заметно страдания, того накала, который бушевал вокруг него и всего связанного с саньясинским движением.

Финансово Пуна к 1990 году становится почти полностью на западнические рельсы. Сделать из ашрама (центра духовного развития), курорт в грязном индийском мегаполисе, это идея чисто западнического ума. Повысить стоимость дневной платы настолько, что она превосходит теперь даже стоимость посещений Тадж-Махала (самого дорогостоящего зрелищного музея в Индии) для иностранцев, печатать массовыми тиражами книги (т.м.) Rebel не в индийских или европейских типографиях, но в Китае, потому что так дешевле, при этом завышать курс валютообмена на терриории курорта и устанавливать цены на питание в неколько раз выше тех, которые в ресторанах за воротами - это как раз некоторые из тех пунктов, которые приносят сегодняшним менеджерам курорта их финансовый доход.

 

Image 

______________ Резюмируя... ______________

 

 

Dariy
Понятно что существование заботилось...но если кто знает каким образом и через кого...


В книге
"Проблески золотого детства" Раджниш как раз говорил о таких людях. Он был представлен ещё будучи юношей, обеспеченным политикам и бизнесменам своей страны, однако на деле они почти ничем не помогли, тому движению, которое появилось. Всё, что существует и существовало развивается в первую очередь на самоокупаемости, далеко не на инвестициях от неизвестных благодетелей.

Если Вы надеетесь на чудо и русский авось, в этом тоже нет ничего плохого. Многие организаторы медитационных кемпингов сталкиваются именно с двумя очень типичными проблемами: а) где взять людей? б) где взять денег? - короче говоря, где взять обеспеченных людей, готовых платить деньги за то, что мы им организуем?

Но в первую очередь всё упирается именно в то, что с такими людьми нужно регулярно работать, тут полная взаимозависимость - насколько они принадлежат вам, настолько же и вы принадлежите им, или словами лиса "Ты всегда в ответе за всех, кого приручил". Поэтому в реальной жизни нет "потом", есть всегда только "здесь и сейчас", - жизнь всегда платит наличными, а не кредитами ожиданий. Возможно те люди, которые нужны именно Вам, как раз вас же и окружают, нужно только уметь почувствовать, увидеть это.

Свами Дхарма Махант.

Отсюда.

 

 

Image 

 


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments